Главная Фотографии Форумы О Египте Погода Курорты Рассказы Карта сайта Поиск

Каталог отелей
Информация и отзывы туристов
Цены туроператоров
Самая полная база туров
Рассказы о Египте
Впечатления и отзывы туристов
Фотографии Египта
Галереи от посетителей сайта
Форумы
Отзывы, советы и общение
Мир древнего Египта
Тайны, история, культура




Уровень жизни в арабских странах в 2002 году
часть I

Опубликовано 18 августа 2002

Материалы доклада Уровень жизни в арабских странах в 2002 году”, подготовленного арабскими специалистами.

Это очень краткие выжимки из 140 страничного доклада. Я включила только то, что показалось мне самым интересным.

1. Как оценивать уровень жизни

Много места в докладе отведено рассуждениям на тему о том, чем, собственно, измеряется "человеческое развитие" (я бы это перевела как "уровень жизни"). Действительно, а что мы вкладываем в это понятие, и как сравнивать страны по этому показателю? Я вот общалась с одним норвежцем на эту тему и с изумлением обнаружила, что представления о том, что есть "высокое" и "низкое" развитие общества, могут быть очень разными и относительны... Мне-то всегда казалось, что всё понятно с этим!

Мне понравилось одно из определений общественного развития, предлагаемое в докладе: это - развитие народа, развитие для народа и развитие, достигнутое народом (development OF, FOR and BY the people). Прошу прощения за корявость перевода, я не переводчик:)))))

Не смотря на очевидные трудности с определением понятия уровня жизни, демографическая наука имеет некоторое подобие теории на этот счёт, и специалисты, вроде бы, научились это дело как-то измерять.

Пресловутый уровень "развития общества" оценивается в докладе двумя способами:

при помощи показателя HDI (human development index), расчёт которого производится на основе четырёх основных переменных, характеризующих

  • продолжительность жизни
  • грамотность
  • коэффициенты набора в учебные заведения (я могла здОрово напутать с переводом education enrolment ratios, прошу прощения)
  • валовый внутренний продукт на душу населения

и при помощи показателя AHDI (alternative HDI), включающим в себя следующие понятия:

  • продолжительность жизни
  • образованность
  • совокупность предоставленных свобод
  • объём полномочий по половому признаку (бррр ... в смысле, гендерный показатель, характеризующий, по сути, положение женщин в обществе)
  • распространённость Интернета (Internet hosts на душу населения)
  • выделение углекислого газа на душу населения (как характеристика степени отравления окружающей среды)

Насколько я поняла, HDI является общепринятым показателем, а вот AHDI г-н Nader Fergany предлагает использовать именно для арабских стран, просто-напросто дополняя HDI величинами, характеризующими наличие/степень развития гражданских свобод в обществе, т.к. именно для арабского мира показатели, связанные со свободами, правами человека, образованием являются наиболее критическими. Иными словами, относительно "материальные" показатели HDI дополнены в AHDI "качественными" показателями, относящимися к нормам права, демократии, вовлечённости разных слоёв населения в жизнь общества. Короче, не хлебом единым”.

В докладе очень много рассуждений на тему о том, как связан уровень жизни со свободами (точнее, возможностями, предоставляемые обществом гражданину), но, если я их изложу здесь, - опус мой станет бесконечным. Он и так ... хм ... короче, кто дочитает - тот герой:)))) Нет во мне этой самой ... сестры таланта.

Честно говоря, я так и не поняла, как именно, путём каких арифметических действий, получают совокупные численные показатели HDI и AHDI из 4 и 6 отдельных вышеперечисленных. В принципе, это не важно: их можно складывать, можно умножать, можно брать среднее значение. Они, видимо, вполне сравнимы, т.к. являются, как правило, коэффициентами, т.е. относительными величинами, полученными путём деления чего-либо на что-либо (например, кол-во мужчин на 100 женщин, кол-во смертей на 100000 родов и т.п.). Это удобное обстоятельство позволяет не заниматься глупостями вроде сравнения "слонов" и "бегемотов".

2. Влияние фактора гражданских прав и свобод на результаты оценки развития арабских стран.

По обоим показателям (HDI и AHDI) было произведено ранжирование 111 стран мира, в число которых Россия, к сожалению, не вошла. По AHDI (это тот, который считался с учётом свобод и углекислого газа) из 14 арабских стран, включённых в ранжирование, 4 находятся в группе с наименьшими (читай - с наихудшими) значениями. Это: Сирия (103 место по 111 странам), Мавритания (108), Судан (105) и Ирак (110) ("свободы" их явно подвели, особенно Ирак). Иордания (68 место из 111 стран), Кувейт (70), Ливан (73) и ОАЭ (74) находятся, в свою очередь, в верхней части списка (т.е. в числе лучших). За ними следуют Марокко (79), Коморы (Коморские о-ва, 85), Египет (92) и Тунис (93). Для сравнения: Швеция занимает 1 место, Польша 30-ое, Турция - 67, Ангола - 109, США 11-е, Канада - 3-е, Россия, повторяю, в ранжировании не участвовала.

Следует отметить, что ранжирование стран по HDI (без учёта гражданских свобод) даёт довольно отличающуюся картину от вышеприведённой, особенно по Кувейту (HDP 29, AHDP 70) и ОАЭ (34-74). Эти две страны, будучи оценёнными по показателю HDI, перемещаются ближе к началу списка т.е. становятся лучше). Ирак, например, "скакнул" со 110 на 80-ое место. Не меняют своего места в списке после прибавления оценки "свобод" Коморы (88-85), Иордания (60-68), Джибути (95-99) и Марокко (79-79) (всё нормально там со свободами). Что касается Египта (75-92), то его значения по HDI и AHDI тоже не очень драматически различаются между собой (HDI меньше, что значит "лучше") на 17 позиций в списке из 111 стран. Таким образом, оценка уровня свобод портит ситуацию во всех арабских странах, т.к. по HDI их характеристика лучше.

Одним из выводов доклада является то, что, к сожалению, ни одна арабская страна не обладает высокими показателями, характеризующими благосостояние (благополучие) граждан, оцениваемое с учётом уровня развития гражданских прав свобод. Семь арабских стран, население которых составляет лишь 8,9% арабского мира, представленного 17-ю странами, имеют средний уровень благосостояния (посчитанного, подчёркиваю, с учётом свобод). Остальные 10 стран с населением, составляющим 91,1% населения арабского региона, имеют низкий уровень благосостояния. При этом, на низком уровне благосостояния, оцениваемом без учёта состояния прав и свобод (т.е. только по HDI), находятся всего 19,3% населения.

По оценке г-на Nader Fergany, различие в показателях HDI и AHDI говорит о том, что многим арабским странам есть "куда двигаться" с точки зрения этих самых нам уже очень полюбившихся гражданских прав и возможностей.

По мнению авторов доклада, серьёзными препятствиями для развития арабских стран являются 3 следующих дефицита:

  • дефицит свобод
  • дефицит полномочий, предоставляемых женщинам (шерше, шерше, как говорится!!)
  • дефицит (несоответствие) уровня знаний относительно уровня(-ю) дохода

В докладе, повторяю, много аргументов приведено в пользу влияния именно этих, "нематериальных", качественных факторов на уровень жизни, но их долго цитировать. Основная мысль (как я её уловила) сводится к следующему: уровень жизни во многом определяется возможностями, предоставляемыми гражданам, т.к. именно возможности позволяют гражданам проявить себя на поприще улучшения жизни в целом. Т.е. возможности дают гражданам свободу создавать и завоёвывать ценности, которые человечество считает для себя важными. Это так, моё вольное изложение, не обессудьте. Вот ещё фразочка одна мне показалась довольно информативной на этот счёт (перевод мой, т.е. весьма вольный):

Хороший стиль управления означает, что политические, социальные и экономические приоритеты основываются на наиболее полном единодушии общества, а также он означает, что голоса всех слоёв населения, включая бедные и наиболее уязвимые слои, учитываются при принятии решений относительно распределения ресурсов.

Как уже отмечалось, именно по показателю уровня развития гражданских свобод арабский регион - наихудший в мире, он находится даже ниже т.н. "подсахАрной" Африки.

"Уровень свобод", приведший к различиям в результатах ранжирования AHDI от HDI, оценивался по набору показателей "voice and accountability" (ну не знаю, как перевести ... право голоса и предоставленные полномочия, Kaufmann et al, 1999b), характеризующих различные аспекты политического развития, существующих политических прав, гражданских свобод и независимости СМИ. В понятие благосостояния с точки зрения свобод, в частности, ещё входит политическая нестабильность, эффективность правительства, норма права, тяжесть сборов за осуществление распорядительных функций, распространение взяточничества.

В шестой главе доклада вводится понятие governance, которое, как утверждается, по смыслу близко к арабскому слову Al-hokm. Вот это самое governance (или Al-hokm) определяется как некая совокупность следующих трёх характеристик:

  • Процесс наделения правящих слоёв властью (есть ли выборы, кто участвует)
  • Способность правительства сформулировать и чётко претворять в жизнь выбранную им политику
  • Уважение со стороны граждан и государства к общественным институтам, которые влияют на экономическое и социальное взаимодействие в обществе.

Процесс управления (1), в свою очередь, характеризуется двумя аспектами: “voice and accountability” и политической нестабильностью и насилием. Роль правительства (его вес, сила - 2)) характеризуется также двумя аспектами: эффективностью управления и регулятивным бременем (сборы за осуществление распорядительных функций). И, наконец, уважение к закону (3) разбивается на следующие под-понятия: норма права и коррупция.

По всем шести вышеперечисленным показателям была произведена оценка стран арабского региона, все шесть показателей в докладе представлены в численном выражении по каждой стране.

Насколько я поняла из доклада, шесть вышеупомянутых характеристик являются не столько количественными, сколько оценочными, качественными, т.е. присвоенными не как результат подсчётов и/или измерений, а по принципу хуже” - “лучше”, “сильно” - “слабо. Как именно они были получены, я не уяснила, что конкретно означают приведённые цифры, и в чём они измеряются, я сказать не могу, откровенно говоря. Доверимся специалистам. 13 специальных агентств проранжировали по этим показателям от 155 до 173 стран, и вот что получилось:

По "voice and accountability" арабский регион - наихудший в мире (-0,75) после "подсахАрной" Африки (-0,55). Наилучшие регионы - Северная Америка (+1,5), Океания (+1,3), Европа (+0,8). Распределение показателя "voice and accountability" по отдельным арабским странам следующее: тройка "лидеров" (в смысле, лучших): Иордания (+0,15), Коморы (+0,06), Кувейт (0,00 - совпадает со среднемировым значением), пятёрка "аутсайдеров" (в смысле, худших): Ирак (-1,75), Судан (-1,50), Сирия (-1,36), Ливия (-1,35), Алжир (-1,31). Египет имеет -0,67, ОАЭ -0,55, Саудовская Аравия -1,10. Все страны, кроме Кувейта, Коморских о-вов и Иордании, по своим значениям находятся ниже среднего уровня (ниже нуля).

По показателю политической нестабильности 8 из 17-ти арабских стран имеют значения выше среднего (т.е. положительные). Самое политически стабильное государство в регионе - Катар (1,383), за ним следуют Оман (0,912), ОАЭ (0,825), Кувейт (0,684), Тунис (0,661), Саудовская Аравия (0,239), Марокко (0,090), Сирия (0,083). Все остальные страны имеют показатели ниже среднего (который равен нулю). Самые политически нестабильные страны - Алжир и Ирак (-2,42 и -2,25). Египет имеет значение -0,07.

С точки зрения эффективности управления 8 арабских стран находятся на уровне выше среднего. Лидер по этому показателю - Оман (0,9), затем - Тунис (0,633), Иордания (0,630) и Катар (0,480). Остальные 4 из 8-ми стран имеют показатели: Марокко - 0,267, Бахрейн - 0,235, Ливан - 0,174 и ОАЭ - 0,138. Все прочие имеют показатели ниже среднего, причём самое худшее значение - у Ирака (-1,88). Египет имеет (-0,14).

С точки зрения регулятивного бремени из 17 арабских стран хорошо дело обстоит в 9-ти, они имеют показатели выше нуля. Лучшие страны по этой характеристике - Бахрейн (0,752), Тунис (0,429), Иордания (0,417), Катар (0,327), Оман (0,305), ОАЭ (0,296), Марокко (0,216), Египет (0,118) и Ливан (0,102). Наихудшие показатели в группе варьируются от -1,173 (Алжир) до 3,142 (Ирак).

По нормам права 11 стран арабского региона имеют значения выше среднего, это: Катар (1,269), Оман (1,077), Кувейт (0,907), ОАЭ (0,767), Иордания (0,708), Марокко (0,678), Бахрейн (0,665), Тунис (0,648), Саудовская Аравия (0,494), Ливан (0,262) и Египет (0,128). Худшие страны по этому показателю имеют значения от -1,103 (Алжир) до -1,844 (Ирак).

Качество институтов власти оценивается при помощи показателя распространения взяточничества. 7 арабских стран имеют значения этого показатели благополучнее среднего уровня, это: Кувейт (0,619), Катар (0,570), Оман (0,484), Ливан (0,397), Иордания (0,139), Марокко (0,125) и Тунис (0,020). Остальные страны имеют показатели ниже среднего, которые варьируются от -0,03 (ОАЭ) до -1,27 (Ирак). Алжир, Ливия имеют -0,88, Йемен -0,85, Египет -0,27.

Египет благополучен по нормам права (+0,13), не благополучен по взяткам (-0,27). Иордания благополучна по всем показателям, имеет отрицательное значение лишь по политической стабильности (-0,06). Марокко, Оман, Катар, Тунис также имеют по одному отрицательному значению (“voice and accountability”). ОАЭ лишь по взяткам и по “voice and accountability” имеет значение меньше нуля (-0,03 и -0,55). Кувейт - только по эффективности управления и регулятивному бремени (-0,06 и -0,09).

Я думаю, что низкие оценки положения дел в арабских странах с точки зрения governance обусловлены, в частности, тем, что в некоторых странах региона до сих пор нет Конституции (Алжир, Коморы, Джибути, Катар, оккупированные Палестинские территории, Сомали, Судан, ОАЭ).

В Египте Конституция существует, разумеется. С 1971 года (изм. 1980).

А вот в Ливане Конституция действует вообще с 1926-го года (правда, изм. она в 1996). В Иордании - с 1952-го. В остальных арабских странах Конституция была принята уже после 70-х прошлого столетия, как в Египте.

Немаловажную роль в негативной оценке мог сыграть и существующий порядок выборов в органы исполнительной власти. Очень многие страны региона не вписываются в общепринятую "демократическую" модель по этому показателю. В Коморах, Джибути, Ливии, Саудовской Аравии, Сомали, ОАЭ ВЫБОРОВ НЕТ. В Иордании выборы законодательной власти прошли давненько - в 1989 году (раньше всех). Позже всех, в 2001, - в Бахрейне и Йемене (в местные органы власти). В Египте выборы проводились в 2000 в народную ассамблею.

В трёх странах менее половины населения участвовали в выборах: Египет (27,5%), Иордания (45%) и Ливан (44%).В Египте процент участия самый низкий по региону. В Тунисе, на оккупированных Палестинских территориях, Бахрейне - выше 90%. Имеет тенденцию к понижению процент участия населения в выборах в Марокко и Йемене.

Статистику, характеризующую уровень развития политических свобод в арабском мире, "портит" Ирак со своей однопартийностью и 19-ю запрещёнными партиями (да, собственно, там ещё много чего есть "плохого", все знают). В остальных арабских странах многопартийность присутствует в следующем объёме: в Египте 16 партий, правящая одна, 10 запрещённых, в Алжире и Иордании больше всех партий (37 (4 запрещено) и 36 (ни одна не запрещена) соответственно). В Ливии и Мавритании то ли никаких партий нет вообще, то ли нет данных. В основном, в регионе правящая партия одна (если есть), только в Алжире 6, в Марокко 7 и про Иорданию написано "non-partisans", что, вероятно, означает, что правящие структуры не являются приверженцами какой-либо партии. Ещё в слаборазвитом Йемене имеется 2 правящие партии (2 семьи, наверное... или 2 клана).

Профессиональные союзы и ассоциации есть далеко не везде, точнее, проще перечислить, где они есть: в Бахрейне (10 штук), в Египте (23), Иордании (12/17 ассоциаций/союзов), Кувейте (16), Ливии (34 - больше всех), ОАЭ (10), Судане (13).

Продолжение 

 

Обсуждение этого рассказа
Каталог отелей Египта
Обсуждение отелей и отдыха в Египте

 
Copyright © 2001 EgyptClub.ru    





  Фотографии с отдыха

ClubZ
ClubZ

Я и Муха
Я и Муха

Другие фотографии ...
 




Главная Фотографии Форумы О Египте Погода Курорты Рассказы Карта сайта Поиск

Copyright © 2001 EgyptClub.ru
Поддержка сайта – yart.biz

Карта сайта | Контактная информация